Технологическая трансформация реанимаций: как сегодня меняются ОРИТ

Отделение реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) чаще всего является самой ресурсоемкой и финансово затратной частью больницы.

Каждый пациент здесь требует повышенного внимания со стороны медицинского персонала. Постоянное напряжение, сжатые сроки и большой объем работы могут привести к врачебной ошибке.

Директор направления цифровой медицины, медицинского мониторинга и аналитики Philips в России и СНГ Дмитрий Лисогор рассказал о главных вызовах ОРИТ и о современных ответах на них.

Почему при работе над качеством медицинской помощи в клиниках важно уделять внимание именно отделениям реанимации?

Работа в ОРИТ включает в себя не только оказание ежедневной и неотложной медицинской помощи, но и прием и выписку пациентов, внеплановые мероприятия. Согласно оценкам, уход за одним пациентом ОРИТ включает в себя в среднем 178 процессов в сутки[1]. Кроме того, персонал перегружен работой с данными. В результате неточности диагностики в ОРИТ встречаются на 50% чаще, чем в других отделениях[2].

С какими трудностями ежедневно сталкиваются врачи-реаниматологи и средний медицинский персонал ОРИТ?

Львиная доля смены медицинских работников уходит на документирование происходящего, сбор записей с прикроватного оборудования – с мониторов, аппаратов искусственной вентиляции легких, перфузоров и других приборов. Медсестры должны фиксировать каждую манипуляцию, которую производит врач, записывать сведения о всех препаратах, дозировках и назначениях. Это значит, что пока медсестра занимается записями, пациент остается без внимания. Врачи также вынуждены тратить слишком много времени на работу с электронными медицинскими картами: подсчитано, что медицинские работники в ОРИТ за смену совершают в среднем 4000 клика мышкой.[3]

Еще одна серьезная проблема – это отсутствие преемственности. Пациент может поступать в ОРИТ из других отделений, например, из операционной или кардиологии, а после интенсивной терапии попадает в общую палату. То есть все данные пациента необходимо перенести из одной карты в другую. При копировании часть информации может потеряться, что может негативно сказаться на дальнейшем ходе лечения.

Какие особенности отличают администрирование ОРИТ от управления процессами в других отделениях больницы?

Прежде всего, это контроль финансов. В ОРИТ очень сложно отслеживать списание расходных материалов и лекарств. Объемы работы здесь таковы, что полной прозрачности процессов, необходимой для грамотного управления, добиться очень сложно. Все операции в ОРИТ требуют особой продуманности и слаженности, а документооборот и отчетность должны быть ясными и занимать минимум времени.

Существуют ли современные решения для оптимизации рабочего процесса в больницах?

Безусловно, сейчас, когда технологический прогресс охватывает все сферы нашей жизни, больницы не могли остаться в стороне. Самые передовые клиники находятся в постоянном поиске решений для повышения качества медицинской помощи во всех отделениях, ОРИТ не исключение.

Некоторые инновации кажутся фантастикой: например, японские ученые использовали технологию распознавания лиц для контроля безопасности[4]. Дело в том, что некоторые пациенты в ОРИТ могут случайно или намеренно отключать системы жизнеобеспечения, а данная технология способна с помощью анализа выражения лица определять риск опасного поведения пациента и предотвратить его. Во время тестирования программное обеспечение продемонстрировало высокий уровень точности.

В современных медицинских центрах основная ставка делается на беспроводные технологии. Например, появление в арсенале некоторых клиник мобильной УЗ-системы Lumify освободило врачей от перемещения тяжелых УЗ-аппаратов между палатами больницы. Ультрапортативная система представляет собой набор компактных УЗ-датчиков, которые подключаются к планшету или смартфону через порт micro-USB или Type C. С этим решением процедуру можно транслировать в режиме реального времени, поэтому реаниматологи могут проводить сканирование самостоятельно, без присутствия специалистов по УЗИ. Результаты апробации показали, что внедрение мобильной системы в рутинную практику дежурных кардиологов способствует оптимизации диагностического и лечебного процесса, прежде всего, за счет экономии времени. Врачи отмечают, что в среднем время принятия решения в неотложных ситуациях сократилось на 80 минут[5], что очень важно для оказания экстренной помощи.

Какие инновации позволяют решить проблемы, актуальные для ОРИТ?

Такие сложные структуры, как ОРИТ, нуждаются в комплексных продуманных решениях, которые позволяли бы одновременно справляться со всеми основными вызовами. Автоматизация рутинных задач с помощью внедрения цифровых технологий может стать решением этой актуальной задачи. С цифровым ОРИТ врачи уделяют больше времени заботе о пациентах, а административный персонал может видеть полную картину происходящего в отделении.

Инновации позволяют снизить человеческий фактор, снимая со специалистов часть объемных задач. Например, «умная» система для ОРИТ Philips IntelliSpace Critical Care and Anesthesia (ICCA) самостоятельно собирает и структурирует данные с прикроватного оборудования каждого пациента, предоставляет удобные шаблоны любых нужных документов. Функция интеллектуальной поддержки принятия клинических решений выдает персоналу своевременные подсказки и напоминания о возможных противопоказаниях пациентов, о неблагоприятных реакциях. При необходимости система автоматически продлевает назначения. Данное решение становится и административным помощником: с ним можно добиться прозрачности процессов и эффективно контролировать работу персонала как внутри больницы, так и удаленно.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *